Будущее евангельской миссии на постсоветском пространстве

Тезисы доклада на “Institute for Excellence”, Киев, 5-8 октября.

Роман Соловий

Введение

Говорить о будущем христианства всегда рискованно, ведь история религий особенно богата на внезапные взрывы, пробуждения. В конце XVIII и в начале ХIХ столетий большинство мыслителей ждали, что к концу ХХ столетия религия исчезнет. Религия отождествлялась с предрассудками, формой избавления от страха, проявлением ограниченности. Но ХХ столетие скорректировало взгляды ученых на будущее религии. И все же говорить о будущем христианства необходимо: переоценка собственных возможностей и оптимистическое мировоззрение – важные условия для творчества и развития

1. Мировоззренческий контекст

Начиная с возникновения христианства, западная цивилизация испытала влияние трех  основных мировоззренческих парадигм: пре-модерной, модерной, пост-модерной.

В эпоху пре-модерна (от раннего средневековья до эпохи Просвещения): вопросы относительно истины направлялись непосредственно к Библии и церкви; существовала уверенность в том, что все люди могут прийти к согласию относительно взгляда на любой вопрос; вера в сверхъестественное бытие и в то, что Бог действует в истории человечества; реальность существует независимо от познания отдельного человека и объясняется с точки зрения далекой трансцендентности (Божьей мудрости); Вселенная имеет цель своего существования (является телеологичной); корреспондентская теория истины (истинными являются те утверждения, которые точно соответствуют реальному состоянию дел); референционная природа языка – слова соотносятся с тем, что они обозначают.

Модерн (от эпохи Просвещения до средины ХХ-го века):  реальность можно наблюдать, анализировать и объяснять, доверие к рациональным способностям человека; все нужно подвергать сомнению, особенно те, что касается веры и церкви, наука и разум приведут человечество к процветанию и счастью; все в мире существует в рамках причинно-следственной связи, Вселенная является упорядоченной; Бог больше не действует в истории, поэтому человек сам стает властелином своей жизни; по своей природе человечество является добрым и благодаря разуму сможет преодолеть все свои проблемы; каждый человек имеет право на полную свободу и общество не должно посягать на его права

Постмодерн: отрицание основных идей модернизма, эпоха недоверия к метанарративам;  отрицание объективной истины и недоверие ко всем, кто утверждает, что знает ее; истина плюралистична, она зависит от социальных условий и самого человека; знание является личностным, контекстным и связанным с властью; аксиологический плюрализм (не существует общепринятых правил нравственности, имеет место только целесообразность, каждый сам решает, что является правильным и моральным); поиск истинного смысла жизни не в знаниях, а в отношениях, желание принадлежать к сообществу; скептическое отношение к любой власти (в государстве, обществе, церкви, семьи); неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков, пародийность. Основные ценности: равенство, терпимость, социальная справедливость, забота об окружающей среде.

Модернизм против постмодернизма

Модернистское мировоззрение: романтический взгляд на жизнь, необходимо иметь цель в жизни, необходимо иметь план для жизни, во всем есть своя иерархия, важно довести дело до конца, все имеет свою причину, истину можно найти, ценность фактов, материалистическое мировоззрение.

Постмодернистское мировоззрение:  жизнь абсурдна, жизнь это игра, нужно просто использовать шансы, в мире правит анархия (ризома), процесс важнее цели, ничего нельзя доказать, ценность отношений, главное – отыскать смысл жизни.

2. Отношение постмодернизма к религии

Постмодернизм не является враждебным к религии и духовности. Он скептически относится к людям (напр., христианам), которые претендуют на то, что знают истину. Постмодернизм не конфликтует с религией, пока она не выражает определенных утверждений (вопросы авторитета, универсальной истины, моральных абсолютов).

Теизм

  • Существует беспредельный, личный Бог, создавший материальный и духовный мир.
  • Человек создан по образу Божию.
  • Он является  личным, вечным, духовным и биологическим бытием.
  • Абсолютная истина познается  через откровение Бога. Истина о материальном мире достигается с помощью опыта и мышления.
  • Моральные ценности являются объективным выражением абсолютной морали Бога.

Постмодернизм

  • Реальность конструируется социально, посредством использования языка и через влияние локальной культуры.
  • Люди являются продуктом их социальной среды. Свобода и автономия всего лишь мифы.
  • Истины – это ментальные конструкции. Истина относительна и зависит от личности и культуры.
  • Единственные универсальные ценности – это толерантность, свобода выражения мнений, плюрализм и включение.

Протестантизм и постмодернизм: мы должны осознать и принять необратимость изменений в мировоззрении, и рожденную ими новую миссионерскую ситуацию; следует помнить о том, что протестантизм больше других исторических ветвей христианства является продуктом модернизма (автономия мыслящего субъекта; освобождение от уз традиции; культивирование индивидуалистичной духовности; ограничение всех форм внешней власти). Поэтому протестантизм испытывает больше вызовов в связи со «смещением парадигм». В то же время постмодернизм может быть использован для обновления христианской жизни и миссии (смирение человеческого разума; открытость к духовности; важность отношений) . Также мы должны научиться быть верными библейскому откровению и актуальными в современной культурной ситуации.

3. Вызов секуляризации

Секуляризация не является прямым переходом от религиозности к нерелигиозности. Это постепенный процесс, в ходе которого религия становиться менее значимой и влиятельной. В ходе секуляризации большинство людей становятся безразличными к религии, а не враждебными к ней. Люди все-еще идентифицируют себя с какой-либо деноминацией, их доктринальные воззрения стают все более размытыми, на словах они придерживаются христианских ценностей. Христианство для большинства номинально принадлежащих к нему людей в ХХІ веке перестает быть собранием незыблемых норм и правил.

Три сферы секуляризации

  1. Верования (вместо церковных доктрин учения о карме, понятие о Боге не как о Личности и Творце мира, а как о «  чем-то там наверху», «Высшем разуме»)
  2. Практика (лишь время от времени посещают богослужения, в основном по праздникам, перестают молится, приватизация религии, поиски конечного смысла, чувство трансцендентности)
  3. Идентификация/принадлежность (формальное членство в церковной организации, церемонии посвящения)

Пост-христианский мир

Сущность новой эпохи становится лучше понятной, если рассматривать ее в динамке семи “переходов”, знаменующих смещение от христианского к пост-христианскому миру:

  1. Переход от центра к периферии (раньше церковь были ведущим общественным фактором, однако в пост-христианскую эру ей необходимо понять свой маргинальный статус)
  2. Переход от большинства к меньшинству (в прошлом христиане составляли подавляющее большинство общества , а в пост-христианскую эру они находятся в меньшинстве)
  3. Переход от статуса поселенцев к статусу временных жильцов (ранее христиане находились в рамках культуры, которая определялась их собственной историей, но в пост-христианскую эру они стали изгоями и паломниками на территории чужой культуры)
  4. Переход от привилегированного положения к плюрализму (если раньше христиане пользовались привилегиями, то теперь они только одно из многих сообществ в плюралистическом обществе);
  5. Переход от контроля к свидетельству (в эпоху доминирования христианская церковь могла осуществлять контроль над обществом , но в пост-христианскую эру христиане могут влиять на мир только делясь своей историей и ее плодами);
  6. Переход от содержания к миссии (в предыдущие века христианство отмечало важность сохранения своего статуса, но в нынешних условиях на первый план выходит необходимость восстановления взгляда на христианство как на миссию в новой конкурентной среде);
  7. Переход от институции к движению (христианские церкви оперировали в институциональном режиме, но в новую эру им нужно снова осознавать себя как движение).

4. Взгляд в будущее

1. Церковь будет становится более неинституализированной

Будет снижаться уровень участия людей в институциональной жизни церкви и верности фиксированным вероисповедным формулам. Церковь будет фокусироваться на индивидуальном духовном опыте, а не на пассивном повторении ортодоксальных истин. Более успешными будут небольшие по размеру, органические церкви, построенные на идеи общины, а не на фиксированного членства. В церковном руководстве будет возрастать потребность скорее в духовных наставниках способных взращивать учеников, чем в менеджерах с организационными способностями. Будет продолжаться переход к индивидуалистичной духовности. Возрастет роль непрофессиональных церковных лидеров.

2. В экклесиологии будет усиливаться миссионерский характер

Миссионерский характер церкви будет восприниматься как возрождение идентичности церкви, существующей ради мира и реализации Царства Божьего в своем непосредственном окружении. Миссия будет рассматривается не как один, пусть и важный аспект церковной жизни, а как определяющий атрибут природы церкви. Церковь следовательно будет осмысливаться как особый народ, отправленный Богом на задание, участие в котором является его основной деятельностью.

3. Для церкви актуализируется необходимость быть одновременно традиционной и направленной в будущее

Христианам необходимо не только ценить и уважать свое наследие, но и быть способными превзойти его. Церковь должна найти пути расширения и углубления своего миссионерского искупляющего присутствия в обществе, сохранив при этом свой контркультурный характер.

4. Социальное служение церкви будет возрастать и становиться более разнообразным, одновременно получая все более глубокое богословское обоснование (в этом одна из главных задач богословских учебных заведений)

Церковь должна предложить альтернативные пути решения таких беспрецедентных вызовов, как глобализация, культурные изменения, политическая нестабильность, социальное неравенство, бедность, терроризм, преступность, коррупция, распад семей, падение нравов, религиозные конфликты, перенаселение, экологические проблемы, борьба с пандемиями и т.д. Вместе с тем социальная активность Церкви имеет пределы. Важно избежать преобладания “горизонтальной” деятельности над “вертикальной, не создать угрозы для действенности собственной миссии.

5. Роль конфессиональной принадлежности будет уменьшаться

Уменьшится значение доктринальных различий между протестантскими деноминациями. Будет снижаться уровень противостояния между либеральной и консервативной богословскими парадигмами (мы уже сейчас наблюдаем компромиссные направления: пост-консерватизм, пост-либерализм, проявляющаяся церковь).

6. Значение интернета (самого яркого выражения духа постмодернизма) будет продолжать возрастать, он превратиться в главный источник информации, коммерции и нетворкинга.

7. Продолжиться процесс фрагментации евангельского движения.

Несмотря на стремление главных евангельских деноминаций приостановить центробежные тенденции,  дальше будут возникать новые церковные образования, главными характеристиками которых станут не-институционалистская экклесиология, отказ от иерархичности, поиск культурной релевантности. В связи с этим можно ожидать возрастания роли междуцерковных и парацерковных организаций, способных обеспечить линии коммуникации и духовное единство.

8. Произойдут существенные изменения в осуществлении церковного руководства.

Ориентация на формы связей, открытые во взаимоотношениях внутри Троицы: общинность, взаимное принятие, со-служение. Будет происходить отказ от репрессивного стиля и переход к воплощению ценностей Царства Божьего (отказ от вертикальных иерархичных систем управления, стимулирующему и мотивирующему лидерству, коллективному руководству, осознанию важности свободы каждого верующего, права на его собственное мнение и способ жизни).

9. Стоит ожидать рождения новых подходов в евангелизме

Будет постепенно происходить отказ от практики евангелизма как информационной категории, догматичного монолога, формы давления. В евангелизме будет интенсифицироваться роль диалогичности, возрастет его понимание как приглашение к настоящим отношениям посредством проявления на личном опыте ценностей Царства Божьего, социального служения.

Каким образом богословское образование должно ответить на вызов будущего?

  1. Необходимо углубить контекстуализацию содержания и форм богословского образования, принимая во внимание современные мировоззрение, культуру, ценности и историческую ситуацию, в которой находится общество. Отсутствие культурной рефлексии в библейских и богословских исследованиях объясняет, почему Церковь становится все  более неспособной реагировать на мировоззренческие трансформации.
  2. Следует осмыслить демографические изменения в обществе и внести соответствующие изменения в учебные программы, которые подготовят выпускников для служения в условиях городской среды.
  3. При разработке программ, курсов и ресурсов каждому учебному заведению нужно учитывать потребности и ожидания поместной церкви.
  4. Во времена постмодерна возрастает необходимость формирования у выпускников целостного христианского мировоззрения,  основанного на библейской перспективе.
  5. Важнейшим фактором является развитие духовности (интернализации веры) у будущих служителей.  Они должны развивать личный опыт таких глубоких взаимоотношений с Богом, которые будут постоянно видоизменять их сознание и все аспекты их ежедневной жизни.
Print Friendly, PDF & Email

Facebook comments:

3 thoughts on “Будущее евангельской миссии на постсоветском пространстве

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*